Посмотрела фильм ''2001 год: Космическая одиссея'', снятый Кубриком в 1968г. До просмотра я уже давно и мельком прочитала несколько отзывов на кинопоиске, и вынесла впечатление, что это самый известный космический блокбастер всех времен и народов. Именно поэтому долго откладывала просмотр, потому что ''блокбастер'' в моем понимании означает пыщ-пыщ-пыщ, крики спартааа-а-а, взрывающиеся звездолеты и крутые спецэффекты, а какие спецэффекты были в 1968г., знают все, кто смотрел Стар Трек))
Как это часто бывает, лучше было бы вообще не читать отзывы. Никакой это не блокбастер. Это скорее сон. Вот ты живешь в прекрасном будущем, где люди освоили космические путешествия. Покупаешь билет на космический корабль, проходишь в салон, надеваешь наушники и начинаешь полет к другой планете. Смотришь в иллюминатор, за которым космос. Бескрайняя чернота гипнотизирует, и постепенно холод проникает внутрь, заполняя все внутри тебя. Нет ничего на свете, кроме тебя и бесконечности, кроме этой пустоты, непонятной, неизведанной и подавляющей. Ты делаешь музыку громче и слушаешь Вагнера, Бетховена, Чайковского, чтобы спастись и понять, что ты не один, что на Земле есть жизнь, и на самом деле ты живой и теплый. А потом ты засыпаешь, и музыка продолжает звучать в голове, но это уже не музыка, а космос звучит. Потому что космос и есть жизнь, разум, совершенство, а самая совершенная музыка - это молчание. Вот такой сон, наполненный музыкой и холодным космосом внутри, это и есть двухчасовая космическая одиссея.
Когда идет блокбастер, чувствуешь прилив адреналина, кадры мельтешат быстро, слишком быстро. А здесь за первые полчаса не было произнесено ни одного слова, ничего, кроме непрерывно звучащей классической музыки. Да и вообще за весь фильм крайне мало диалогов и людей. Но когда смотришь это невероятно медленное и гармоничное кино, чувствуешь такое...спокойствие. Которое бывает, когда что-то делает тебя лучше.
Единственное, что мне не слишком понравилось, это чрезмерная загадочность фильма. Слишком много вопросов без ответов. Да, у каждого зрителя будет своя версия того, что это за черные монолиты, чем же закончился психоделический полет Дейва сквозь пространство и время, и что за человеческий эмбрион показан в конце. Но мне все же хотелось бы знать, ''что хотел сказать автор'', а не удовлетвориться только собственной версией.
Впрочем, возможно, Кубрик как раз и хотел, чтобы зрители два часа летели сквозь бесконечность и нашли свои ответы, а правильные ли они - не так уж и важно.

Кадры из фильма

Кино длинное, крайне медленное и сложное для восприятия. Оно может показаться скучным, но эта скука - как глоток свежего воздуха, когда выходишь из душной, шумной и переполненной людьми комнаты на свежий воздух и смотришь в небо долго, очень долго. И небо говорит тебе больше, чем ты можешь услышать)