Есть книги о любви к другим людям, к родине, к идее или занятию, к своей работе...А эта книга - о любви ко времени, которое давным-давно прошло.

Начало семидесятых.
Однажды к Саймону Морли подошел незнакомец, и предложил работу. Брось все, сказал он. Прими участие в эксперименте. Каком?
Узнаешь позже, но поверь: жалеть тебе не придется. Соглашайся, и жизнь твоя больше не будет пустой.

Удивительно, но Сай согласился. Придя по адресу, данному незнакомцем, он узнал, что некий ученый по имени доктор Данцигер разрабатывает новую теорию путешествий во времени. И если Сай пройдет тесты, то именно ему выпадет уникальный шанс попасть в прошлое. Звучит предсказуемо? Опять машина времени...Опять эффект бабочки и бла-бла-бла?

НЕТ.

В чем одно из достоинств этой книги, так это именно в способе путешествия по времени. Никаких машин! Никаких приспособлений! Чтобы попасть в прошлое, не требуется ложиться в криокамеру, искать кротовую нору или иной хитрый способ. Суть в том, что прошлое не где-то там вдалеке, оно всегда незримо присутствует рядом с нами. Настоящее привязывает нас к себе мириадами нитей: календарями, газетами, современной одеждой, речью, событиями - мы просто знаем, что сейчас 2017 год, потому что нас окружают предметы из 2017 года, машины 2017 года, люди 2017 года и горячие новости 2017 года.

Но что, если выключить себя из современности? Что, если снять квартиру, которая существовала...скажем, в 1882 году. Обставить ее мебелью 1882 года. Носить одежду фасона 1882 года. Каждое утро читать старую газету....нет, не старую, а свежий выпуск...26 января 1882 года. Что, если поверить, что ты живешь в 1882 году?

Главное - вера, утверждает доктор Данцигер. Он говорит Саймону, что тот должен поверить в реальность того, что его окружает не 1970, а 1882 год. Вжиться в человека того времени, научиться всему тому, что с легкостью делали люди того времени. Включать (нет, зажигать) газовый светильник. Носить цилиндр. Ездить на извозчике. Находить дорогу в Нью-Йорке, еще не застроенном небоскребами. Он должен максимально развить свое воображение художника и представить, что картины прошлого, которые рисует его фантазия - реальны и вещественны. И тогда...

Тогда январским вечером 1882 года Саймон выйдет из старого дома рядом с Центральным Парком. Будет метель. И начнется история, в которой будут и приключения, и детектив, и злодеи, и любовь - все более крепнущая любовь Сая к 1882 году.

Конечно, такая страстная привязанность к прошлому немного...предвзята. Автор почти не описывает обратную сторону "прекрасного прошлого" - так, мельком упоминает бедняков, сирот. Читая, я представляла, как на такой панегирик отозвался бы Диккенс Думаю, ему было бы что сказать!

Но дело не в том, что Финней не видит хорошего в 20 веке, или слеп к темной стороне века девятнадцатого. Дело просто в его внутренней убежденности. Чувствуется, что он этот вопрос - где бы он хотел жить? - решал для себя долго. А решив - ушел в дело с головой. Он описал мир 1882 года с завидной дотошностью. Он закапывался в архивы и до мелочей изучал старые карты, фотографии, газетные заметки. Не мог он позволить себе небрежности, неточного допущения, промашки...Слово за словом, Финней воссоздавал Нью-Йорк 1882 года, и населял его живыми людьми. Я думаю, что он, как и его герой, настолько погрузился в прошлое, что действительно жил там. Жил в той эпохе. Да и умер ли он вообще, как говорит Википедия, в 1995 году? Может быть, он тоже просто открыл дверь в тот вечер в январе 1882 года, где легкие сани летят по снегу, и в них сидят дамы, и бородатые мужчины, а дети смеются, и все, все вокруг верят в то, что будущее - прекрасно.