castles and dreams
Хочу рассказать о двух книгах с похожей тематикой. Обе мне нравятся, но они не особо известны у нас, а хочется, чтобы их читали)
Энн Леки "Слуги правосудия". Книга о космическом корабле, который стал человеком. В Империи Радч есть милый обычай: если население завоеванной планеты бунтует, то бунтовщиков лишают разума, а их тела начинают служить "руками и глазами" искусственного интеллекта - разумного космического корабля. Случилось так, что один из таких кораблей за тысячи лет жизни постепенно пристрастился к музыке. Он хранил в памяти огромное количество песен, а его "единицы", стоя на страже или наказывая восставших аборигенов, вдруг могли затянуть какую-нибудь мелодию. Но однажды корабль был уничтожен, все его "единицы" погибли, кроме одной. И корабль стал учиться жить, как обычный человек. Пытаться выжить. Вспоминать прошлое. Петь песни...И когда ему встретился умирающий имперский офицер - жестокий, равнодушный, эгоистичный - корабль не бросил его, что было бы логичным поступком для корабля, а неожиданно даже для себя спас. Может быть потому, что в его бесконечной памяти иногда всплывала песня, которую пели детишки на завоеванной планете Орс тысячи лет назад:
Мое сердце — это рыбка,
Скрывается в ежовнике,
В зелени, в зелени.
Книгу, кстати, причисляют к феминистической фантастике. Наверное потому что радчааи (жители империи Радч) выглядят как люди, и у них есть мужчины и женщины, но при этом они вообще не обращают внимания на пол собеседника. И их корабли тоже этих различий не делают. Поэтому, по умолчанию корабль обо всех говорит "она". Например, "у нее была борода и седые волосы")) Многих читателей в отзывах из-за этого бомбит. А мне даже нравится. Это помогает увидеть, как много стереотипов у нас возникает уже из-за одних только местоимений.
Энн Маккефри "Корабль, который пел". Книга о человеке, который стал космическим кораблем. В будущем, если у младенца обнаруживаются генетические отклонения, несовместимые с жизнью, его постепенно освобождают от изуродованного тела, но при этом очень серьезно прокачивают мозг, и сращивают остатки биологического тела с космическим кораблем. Вот наша героиня и стала таким кораблем: почти безграничные возможности, бешеные скорости, лучшие пилоты Земли борются за право стать её партнером. Но внутри прекрасного космического корабля прячется капсула с крохотным тельцем девушки. И эта девушка, как все мы, чувствует, думает, мечтает, любит...А еще она поёт. Она может петь любым голосом, хоть сопрано, хоть басом, в ее памяти хранятся всевозможные пьесы, стихи и песни. Она шутит, злится, или плачет, она самая милая и очаровательная девочка на свете, но при этом у нее почти нет тела, и она всегда будет одна. Если только не найдется второй такой же странный и одинокий человек, готовый полюбить корабль, который поёт.
Энн Леки "Слуги правосудия". Книга о космическом корабле, который стал человеком. В Империи Радч есть милый обычай: если население завоеванной планеты бунтует, то бунтовщиков лишают разума, а их тела начинают служить "руками и глазами" искусственного интеллекта - разумного космического корабля. Случилось так, что один из таких кораблей за тысячи лет жизни постепенно пристрастился к музыке. Он хранил в памяти огромное количество песен, а его "единицы", стоя на страже или наказывая восставших аборигенов, вдруг могли затянуть какую-нибудь мелодию. Но однажды корабль был уничтожен, все его "единицы" погибли, кроме одной. И корабль стал учиться жить, как обычный человек. Пытаться выжить. Вспоминать прошлое. Петь песни...И когда ему встретился умирающий имперский офицер - жестокий, равнодушный, эгоистичный - корабль не бросил его, что было бы логичным поступком для корабля, а неожиданно даже для себя спас. Может быть потому, что в его бесконечной памяти иногда всплывала песня, которую пели детишки на завоеванной планете Орс тысячи лет назад:
Мое сердце — это рыбка,
Скрывается в ежовнике,
В зелени, в зелени.
Книгу, кстати, причисляют к феминистической фантастике. Наверное потому что радчааи (жители империи Радч) выглядят как люди, и у них есть мужчины и женщины, но при этом они вообще не обращают внимания на пол собеседника. И их корабли тоже этих различий не делают. Поэтому, по умолчанию корабль обо всех говорит "она". Например, "у нее была борода и седые волосы")) Многих читателей в отзывах из-за этого бомбит. А мне даже нравится. Это помогает увидеть, как много стереотипов у нас возникает уже из-за одних только местоимений.
Энн Маккефри "Корабль, который пел". Книга о человеке, который стал космическим кораблем. В будущем, если у младенца обнаруживаются генетические отклонения, несовместимые с жизнью, его постепенно освобождают от изуродованного тела, но при этом очень серьезно прокачивают мозг, и сращивают остатки биологического тела с космическим кораблем. Вот наша героиня и стала таким кораблем: почти безграничные возможности, бешеные скорости, лучшие пилоты Земли борются за право стать её партнером. Но внутри прекрасного космического корабля прячется капсула с крохотным тельцем девушки. И эта девушка, как все мы, чувствует, думает, мечтает, любит...А еще она поёт. Она может петь любым голосом, хоть сопрано, хоть басом, в ее памяти хранятся всевозможные пьесы, стихи и песни. Она шутит, злится, или плачет, она самая милая и очаровательная девочка на свете, но при этом у нее почти нет тела, и она всегда будет одна. Если только не найдется второй такой же странный и одинокий человек, готовый полюбить корабль, который поёт.
Кстати, Маккефри вообще любит тему музыки - видно, с какой любовью она прописала арфистов в перинитском цикле. И какую вообще роль дала музыке в сохранении перинитской истории.
«Корабль,который пел» -это вообще классика. Чуть ли не первая книга про живую, интеллектуальную технику. «Перн» мне почему-то совсем не пошёл. А вот «Корабль, который пел» я прочла, хоть и с огромным внутренним сопротивлением. Я так и не решила для себя, что лучше: смерть или бытие узлом огромной, сложной машины, когда ты - человек. Вообще, симбиоз механизмов и человеческого тела - одна из самых страшных фобий для меня. Тем удивительнее, что первую книгу я всё же прочла. И она оставила о себе сложное, но хорошее впечатление.
Кстати, Маккефри вообще любит тему музыки - видно, с какой любовью она прописала арфистов в перинитском цикле Вот я у тебя вижу записи про перинитский цикл, и помню, что читала его когда-то, но ничего не помню. Кмк, ей не только музыка нравится, но и вообще искусство, театр, например. Про театр в "корабле" есть трогательная глава.
Ой, я так давно не писала ничего нового... Спасибо, что напомнила. Надо бы взяться снова. Может, что-то вспомнишь) Правда, пока ЗФБ отжирает все силы.
Вот про театр не скажу - в Перне такой вид искусства проигнорирован, в цикле про Сурс вообще про искусство ни слова. Но поверю на слово - дама была умная и образованная.
А ещё буду надеяться, что когда-нибудь Маккефри снова начнут переиздавать. Тогда я точно куплю то, что не читала.
Ну, а я вот никогда не слышала про "Корабль..." до того, как недавно прочла о нем в Мире Фантастики. А про перинитский цикл ещё в школе наслышана была. На лайвлибе, к примеру, у перинитского цикла почти 1000 читавших, а у "Корабля..." в три раза меньше. Всё это относительно)
Я так и не решила для себя, что лучше: смерть или бытие узлом огромной, сложной машины, когда ты - человек Да. И автор хорошо эту тему раскрывает, через депрессию главной героини, её размышления о смерти. Но все же книга довольно светлая... Нет ощущения безысходности.
о, эта книжка у меня давно уже в списке «надо прочитать» ).