castles and dreams

Люблю книги, которые делают тебя немножко лучше. Хотя бы на то время, что находишься под их впечатлением) Такие, где главный герой - действительно хороший человек, достойный уважения, без всяких оговорок и условий. Не шаблонный супергерой, конечно, а именно живой человек со своим характером и особенностями, но у которого внутри как будто нравственный компас, позволяющий из всей решений "выбирать самое доброе".
Пожалуй, у меня слабость к такому типажу людей. Уважаю, когда в человеке одновременно сочетаются доброта, душевная мягкость, скромность, но при этом неизменная твердость в следовании своим принципам. Такие как Аттикус Финч, Горбовский, Оби-Ван)) У них очень разные характеры, но при этом есть что-то общее: негромкий героизм) Они берутся делать то, что другие сочтут заведомо безнадежным, глупым, смешным, слишком опасным...но они пойдут до конца, потому что не могут иначе. Лучше всего тут подходит известная цитата из "Убить пересмешника":
Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь.
И вот Фрэнсис Чисхолм из "Ключей от царства" как раз именно такой негромкий герой. Католический священник, живущий в эпоху, когда церковь уже потеряла былой авторитет, и, по мнению людей, среди ее служителей остались либо дураки, либо тщеславные карьеристы. Фрэнсис не относится ни к тем, ни к другим. Он искренне верит в Бога и в церковь, и старается следовать ее духу. Он считает, что долг священника - облегчать жизнь людей, помогать бедным, обездоленным, детям. А еще он с одинаковой любовью относится ко всем: католикам и протестантам, язычникам и даже - о ужас - к атеистам. И нет, отец Чисхолм не святой безгрешный старец, он просто человек, который сам пережил такие тяготы, что другой сломался бы, и поэтому понимает, что жизнь гораздо сложнее догматов любой веры.
Тем не менее, такая толерантная позиция никак не могла найти понимания у вышестоящих чинов, и Фрэнсиса отправляют с пожизненной миссией в отдаленный городок в Китае. Его недруги считают это наказанием за вольнодумство, но лишь немногие настоящие его друзья понимают: это призвание. Это для тех, кто наперекор всему пойдет до конца. И победит.
Кстати, о друзьях. Удивительная особенность и Фрэнсиса Чисхолма, и вообще того типажа героев, о котором я сейчас говорю - это их способность обращать людей на свою сторону, причем совершенно без сознательных к тому усилий. Сначала их необычное поведение, независимость суждений и честность зачастую отталкивают людей, вызывая непонимание и отрицание, доходящее до ненависти. Но потом, со временем, бывшие враги поневоле чувствуют нравственное превосходство Чисхолма. Потому что вся жизнь его - воплощение доброты, а люди всегда тянутся к доброму.
Очень важное место в книге занимает противостояние Чисхолма с монахиней Вероникой-Марией, которая была вынуждена жить и работать под его началом. Долгое время она предубеждена против него (ну как же, она - аристократка, а он какой-то там сын рабочего...хотя надо признать, что причины ее предубеждения все же глубже классовых. Чисхолм просто люто-бешено её бесил

Фрэнсис Чисхолм провел в Китае 35 лет. Приехал молодым человеком, полным мечтаний, как он обратит китайцев в католичество, как будет распространять любовь к истинному Богу... А уехал стариком. Больным, увечным, таким же нищим, как в первый день. Руководство осталось недовольно: мало крестил, мало обращал, мало пиар-акций во славу церкви провел! Не удалась, мол, миссия.
И правда: если взглянуть глобально, ну ничего такого невероятного отец Чисхолм за свою жизнь не совершил. Мир не спас, денег особенно не заработал. Только вот когда-то встречали его в забытом всеми богами городке Байтане плевками в лицо и насмешками, а провожали домой - как героя. Потому что за эти 35 лет случались войны, мировые и не очень, случались эпидемии чумы, набеги разбойников, страшный голод. И никто не заступался за простой народ: ни местные китайские чиновники, ни доктора, ни военные. Все они бежали прочь в минуту опасности. Только странный на вид служитель чужеземного бога, который никого не заставлял переходить в свою веру, но делал все, чтобы жители Байтаня были живы и здоровы.
Да, нужно сказать, что эта книга - ни в коем случае не агитка католичества или христианства в целом. Хотя сам автор был верующим, и в книге довольно много размышлений о вере и Боге, она полна удивительного для начала 20 века уважения к другим мировоззрениям, национальностям и культурам. Один из самых ярких персонажей - атеист. Вообще, там больше о гуманизме, о том, как быть и оставаться настоящим человеком в любой ситуации.